3. «Когда ты закончил обследовать свое лицо и голову и нарисовал автопортрет, отложи карандаш в сторону, открой глаза и посмотри на то, что возникло на листе».
При этом клиенты часто разражаются смехом, а если эта работа проводится в группе, то ее участники начинают показывать друг другу автопортреты. Закончить работу в этот момент, остановившись на этом шаге, означало бы свести процесс терапии к веселому занятному упражнению с впечатляющим результатом. (Эти первые два шага методики известны как упражнение из артпедагогической практики.) Терапевтический же момент возникает во время следующего шага.
4. «Посмотри на свой рисунок и создай из того, что уже есть, новое изображение, новый образ или раскрась свой рисунок красками или цветными карандашами – по твоему выбору. Отпусти свою фантазию в свободный полет».
Большинство клиентов быстро выбирают нужные им краски. Они знают, какого цвета и какой формы должно быть изображение, как первоначальная картина должна развиваться дальше. Возникают очень выразительные, впечатляющие образы.
5. Последним шагом мы вместе с клиентом рассматриваем возникший «автопортрет». В большинстве случаев я начинаю с вопросов: «Что ты видишь?», «Что происходит в тебе, когда ты видишь эту картину?», «Что общего у тебя и твоей картины?»
Удо Баер «Творческая терапия — Терапия творчеством»*
*Книга «Творческая терапия — Терапия творчеством» есть в интернет-магазине издательства «Класс» http://psybooks.ru/book/id/951/
Другие выдержки из книги «Творческая терапия — Терапия творчеством»:
Рисование автопортрета вслепую. Часть 1.
Терапевтическая песочница как возможность построения диалога
Некоторые положения о психотерапии