Терапевтическая песочница как возможность построения диалога. Часть 1

Песок – это часть природы. Нам не нужно его создавать, он уже существует. Песок – это камень. Старый камень, который может изменять свою форму, который стал подвижным и изменчивым. Мы можем его воспринимать на глаз, на ощупь: трогать, брать в руки. Песок так и просит, чтобы с ним поиграли, призывает пропустить его сквозь пальцы. Приглашает что-нибудь создать из него, а потом изменить созданное.
На песке можно рисовать картины. И самим песком тоже можно рисовать. У него бесконечное число цветов и оттенков, которые можно смешивать. Из песка можно строить. При помощи песка можно разговаривать. Пожалуй, все люди в детстве хотя бы раз играли с песком. Когда мы касаемся песка, играем с ним, запускаем в него руки, мы окунаемся в эти детские воспоминания. Песок приглашает отдаться игре всей душой и телом, как это делает ребенок.
Песок присутствует и в практике психотерапевта. Когда нужно помочь клиенту освободить, вывести наружу внутренние образы и воспоминания, я часто прибегаю к помощи песка – я наполняю им песочницу и говорю: «Вот песочница, погрузи свои пальцы в песок и разреши им поиграть. Позволь своим рукам делать все, что они захотят. При этом старайся воспринимать, что в тебе происходит, замечай, что ты чувствуешь, что ощущаешь, о чем думаешь. Но не придумывай заранее, что ты будешь делать с песком, позволь действовать своим рукам, и пусть все произойдет само собой».
В комнате, где я работаю, всегда стоит ведро с песком, специальная песочница (открытый деревянный ящик, с дном примерно 60 х 40 см и 10 см высотой) и поддоны, в которых лежат разнообразные ракушки, мелкие и крупные камни разнообразной формы, дощечки и палочки, ветки и корешки, металлические детали, стеклянные шарики, пуговицы и др.
Во время игры с песком у человека возникают образы из детства, он вспоминает сцены игр на песчаном пляже, собирания ракушек, детских ссор в песочнице и еще много другого. Он мечтает и фантазирует при помощи рук и одновременно что-то создает. В этом процессе есть место и чувствам: грусти, печали, тоски, гнева или радости игры… Дотрагиваясь до песка, копая его и перемешивая, хватая и схватывая, клиент получает и осознает – «схватывает» – чувственный опыт движений и прикосновений. Песочницу с ее стимулирующим воздействием и способностью вызывать у людей спонтанную активность я использую в работе с клиентами самого разного возраста и с самым широким спектром проблем. В такую работу с песком человек вовлекается весь целиком, задействуя все свои качества: физические, эмоциональные, интеллектуальные и социальные. Поэтому в процессе терапии на первый план всякий раз могут выдвигаться самые различные аспекты и терапевтические гипотезы. Продолжить чтение

Удо Баер «Творческая терапия — Терапия творчеством»*

*Книга «Творческая терапия — Терапия творчеством» есть в интернет-магазине издательства «Класс» http://psybooks.ru/book/id/951/

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *