Арт-терапевт, тренер, координатор программ ИГиСП Катерина Борщева о методе арт-терапии

Большинство людей привыкло высказывать мнение,  логически объяснять всё – поступки других, причины происходящего, собственные состояния и настроение, но крайне редко говорить о своих эмоциях, чувствах и переживаниях. С раннего детства нас обучают социальным навыкам, тому, как нужно себя вести в обществе, что допустимо и принято, а что нет. Это важная часть взросления и необходимые условия для построения отношений в социуме. Но язык душевных переживаний, чувств и эмоций часто отходит на второй план, а способность не только переживать, но и говорить о своих чувствах постепенно заменяется обсуждением дел и событий. Поэтому мы всё чаще спрашиваем друг у друга: что ты делаешь, чем занимаешься, а не как ты живёшь. А между тем именно эмоции и чувства способны передать, выразить качество нашей жизни, именно они дают  нам возможность быть «живыми» и чувствовать свою жизнь ценной и неповторимой.
Вырастая, мы редко позволяем себе рисовать, лепить, играть, быть спонтанными, естественными и искренними. А ведь большинству из нас этого так не хватает.
Помочь понять себя, высвободить собственные чувства, ощутить течение жизни, почувствовать свободу может такое многогранное, богатое возможностями и способами «пространство», как Арт-терапия.
Говоря языком научным, Арттерапия (от англ. art, искусство) — это направление психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве.
Как это работает?
Наверняка вы иногда ловили себя на том, что на скучном, затянувшемся совещании или лекции, когда всё понятно, или наоборот, уже совсем не хочется слушать и сосредотачиваться на содержании чего-то, нет-нет, да и потянется рука за карандашом или ручкой и начнёт, будто сама, выводить на краешке листа линии, чёрточки, круги или каракули… И вот уже они сплетаются, и появляется какой-то рисунок то ли места, в которое хочется попасть, то ли воспоминаний о чём-то хорошем, ну или просто рожицы с настроением. Это срабатывает наша врождённая способность разгружать свой мозг, облегчать состояние. И вот уже настроение улучшается, мысли приходят в порядок, и возникает ощущение ясности происходящего и своих дальнейших действий.
Глянешь потом на такую рожицу, и сразу становится понятно, что совещание утомило, лекция, да и сам лектор, – скучны и неинтересны, и хочется оказаться совсем в другом месте.
А бывает так, что ребёнок не может объяснить, что с ним сейчас происходит, или кто-то из близких мается, тревожится, а о чём – и сам не понимает.
Рисуя, танцуя, занимаясь рукоделием, или создавая что-то – от салата до скворечника, мы можем себе дать немного свободы просто быть собой, быть в создании чего-то.
Творчество – это жизнь.

Комментирование запрещено