Совместное рисование. Часть 3.

Приведу пример, иллюстрирующий процесс создания совместной картины. Последние несколько дней муж и жена хорошо ладили друг с другом, но по дороге на терапевтическую сессию между ними произошла ссора. Супруги многословно рассказывали мне об этой ссоре, о том, что стало ее поводом, как она протекала, о том, что ей предшествовало и т.п. Было видно, что они оба смог ли хорошо разобраться в том, что же послужило конкретным поводом для ссоры, проанализировали его и решили, что нужно делать, чтобы такого повода для ссор больше не возникало. Но у меня сложилось впечатление, что настоящей проблемой была не сама размолвка, а то, как именно она повлияла на их отношения. Когда я высказал это предположение, и мужчина, и женщина его подтвердили. Оба были испуганы тем, насколько быстро может возникнуть разлад между ними. Мужчина сказал: «Внезапно все пропало, и какимто образом от того хорошего, что до этого было между нами, эмоционально ничего не осталось».

Я решил использовать совместное рисование и предложил паре взять бумажную полосу и начать создавать картину-мазилку: каждому на своей территории со своей стороны полосы. Женщина мазала и ляпала краску, при помощи пальцев и ладоней создавая на бумаге красочные формы и образы: «Хорошо, что можно заняться собой и отвлечься!» Мужчина нарисовал по существу две картины. Одна была выполнена широкими размашистыми линиями: «Это я хорошо развернулся! Тут моя злость, мой гнев». Другая картина была исполнена в спокойной, созерцательной манере и рождала у зрителя соответствующее настроение. Между этими картинами оставалось небольшое свободное место. Когда клиент внимательно посмотрел на то, что он создал, он был испуган тем, насколько точно картина выражает его состояние и настроение: «Это же то самое ощущение “все – или ничего”, которое я только что пережил в наших отношениях. Оно иногда возникало между нами и раньше… Все уходит, пропадает. Все хорошее, что было прежде, ставится под сомнение, и больше уже ничего нет…Тут в середине между моими двумя картинами ничего нет, только одна пустота».

Я заметил, как грустно зазвучал голос мужчины и как из менилась его поза: он совсем сник. Женщина сказала, что ей очень понравилось рисовать: «В моей картине много синего, этот цвет означает спокойствие, но также еще в ней много движения, много шутки… Темных красок мало, зато много жизни, любви к жизни». На мой вопрос: «Что ты чувствуешь сейчас, когда ты смотришь на свою картину?» – женщина ответила: «Мне грустно, и я думаю только о том, что муж сказал о своей картине». Я заметил, что мужчина старался внимательно слушать то, что говорит его жена, но продолжал сидеть в той же поникшей позе.
Казалось, он все больше и больше погружается в себя. С ним было необходимо работать дальше. На мою просьбу еще раз посмотреть на пустое пространство между двумя его картинами и почувствовать, что он ощущает, мужчина сказал: «Мне стало очень грустно… Ничего не приходит в голову, нет никаких ассоциаций… Я сам как это пустое пространство, чувствую
себя все более подавленным и пустым».

Я попросил клиента: «Пожалуйста, сядь перед этой пустотой между двумя своими картинами. Держи одну руку или обе руки в нескольких сантиметрах над ней, закрой глаза и дыши… Какие цвета возникают в тебе?» Мужчина ответил не колеблясь: «Желтый». – «С какими чувствами у тебя связан желтый цвет?» – «С теплом и прежде всего с сильным желанием, стремлением к чему-то». Настроение мужчины изменилось. Он, счастливо улыбаясь, начал рисовать желтой краской на свободном пространстве между картинами. После этого он смог облечь свое страстное желание в слова и высказать его своей партнерше. Та внимательно слушала его.

Я видел, что женщина поняла, что ей хотел сказать муж, и была готова вступить с ним в диалог. Поэтому я предложил: «А теперь приближайтесь каждый со своей стороны к центру, к свободному пространству между вашими картинами, и начните вместе рисовать в нем». Оба проигнорировали мое указание приближаться к центру с разных сторон. Повидимому, проведенная работа настолько сблизила их, что оба сразу по дошли к середине полосы с одной стороны и начали рисовать вместе. Однако сначала делали это нерешительно, осторожно и осмотрительно, боясь соприкосновений друг с другом, не давая выйти на свободу изначально сильному импульсу к движению. Позже, подтвердив мои предположения, они рассказали, уже давно хотели больше и ближе общаться, но никак не могли решиться на это. Я сказал, что, как мне кажется, в центре листа, где они сейчас рисуют, их мазки и линии не осмеливаются соприкоснуться, что оба партнера сейчас занимаются каждый только собой, «несут ответственность» только за свою часть картины. Женщина высказала свое желание: «Мне бы очень хотелось понастоящему войти туда, в центр картины». Снова начав рисовать, она набралась смелости для этого шага и своей решимостью придала силы партнеру. Они оба начали смешивать и перемешивать краски, вновь используя цвета своих первоначальных картин, между ними возник непосредственный живой контакт, а на бумаге постепенно появился пестрый ландшафт, символизирующий радость и многогранность жизни.

В заключение я обратился к паре со словами: «Что вы хотите взять с собой из этой картины? Вы можете чтото вырезать, вырвать или же сделать отпечаток». Клиенты сделали не сколько отпечатков с тех частей картины, которые они нари совали поодиночке, и выбрали из них те, которые для них особенно важны. Картину в центре полосы – их совместное произведение – они, оставив в неизмененном виде, вырезали и забрали с собой.

Удо Баер «Творческая терапия — Терапия творчеством»*

*Книга «Творческая терапия — Терапия творчеством» есть в интернет-магазине издательства «Класс» http://psybooks.ru/book/id/951/

Другие выдержки из книги «Творческая терапия — Терапия творчеством»:

Совместное рисование. Часть 1. 

Рисование автопортрета вслепую. Часть 1.

Терапевтическая песочница как возможность построения диалога

Некоторые положения о психотерапии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *