Совместное рисование. Часть 2.

Довольно часто я отражаю в своих словах и то, что относится к процессу создания картин: обращаю внимание клиентов на то, когда они, рисуя и двигаясь во время рисования, вступают в интенсивные взаимоотношения друг с другом. Бывает так, что партнеры рисуют почти синхронно, движутся в одном и том же направлении и ритме, используют одни и те же цвета. А бывает, что, работая над созданием изображения, они как будто бы исполняют ритмичный «танец»: она ставит цветную кляксу, он ставит
кляксу, она – кляксу, он – кляксу и т.д. Некоторые пары работают так слаженно, что ритм и скорость их движений и дыхания начинает полностью совпадать или же, наоборот, движения партнеров становятся противоположными (например, когда партнер особенно динамичен в движении и мазке, активность партнерши падает).

После того, как участники сессии обменялись впечатлениями и получили обратную связь от меня, я предлагаю им использовать оставшуюся треть бумажной полосы как общее поле для совместного рисования. В этот момент начинается воплощающий диалог, во время которого на листе отражается многое из того, как пара строит свои взаимоотношения в повседневном общении, как обычно происходит коммуникация между ними и как они относятся друг к другу. Подобный диалог всегда предлагает также шанс опробовать новые формы общения, наполнить его новым содержанием.

Если позволяет ситуация, я создаю на сессии условия для того, чтобы партнеры попробовали вступить в творческий диалог и вне рамок описываемой методики, например, в танце или музыке. Хочу еще раз подчеркнуть, что в методике «Совместное рисование» воплощающему диалогу предшествует фаза самостоятельного рисования, во время которой каждый из партнеров может поразмышлять и вспомнить о том, что лично для него (нее) является важным, что он (она) чувствует, что ощущает в теле.
Именно эти их личные чувства, ощущения, мысли часто и создают почву для воплощающего диалога, подпитывают его энергией и силой и формируют хорошие предпосылки для такого рискованного дела, как процесс изменения отношений.

Иногда один из партнеров или оба одновременно уже во время первой фазы заходят в центральную область и начинают рисовать вместе, вначале отдельными штрихами и линиями, затем все более открыто и уверенно. Или же партнеры начинают размывать те барьеры и стены, которые они «возвели» с помощью красок в начале рисования: поначалу опятьтаки медленно и осторожно, а потом – если один из партнеров дает невербальное согласие на совместное рисование – все быстрее и смелее. Формы и варианты подобного творческого процесса настолько многообразны и многогранны, насколько разнообразны взаимоотношения в паре.

Удо Баер «Творческая терапия — Терапия творчеством»*

*Книга «Творческая терапия — Терапия творчеством» есть в интернет-магазине издательства «Класс» http://psybooks.ru/book/id/951/

Другие выдержки из книги «Творческая терапия — Терапия творчеством»:

Совместное рисование. Часть 1. 

Рисование автопортрета вслепую. Часть 1.

Терапевтическая песочница как возможность построения диалога

Некоторые положения о психотерапии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *